Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ (раздел «Чтение»).

  Цель данной статьи – помочь учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. Раздел «Чтение» экзаменационной работы включает три задания разного типа и разного уровня сложности. Они проверяют умения и навыки в разных типах чтения, а именно: умение понимать основное содержание текста на базовом уровне, умение понимать структурно-смысловые связи на повышенном уровне и умение полно и точно понимать прочитанный текст на высоком уровне. Экзаменационные тексты аутентичны и представляют разные жанры. Это краткие тексты информационного и научно-популярного характера, художественные и публицистические.

Для того чтобы достичь желаемого результата, т.е. научить учащихся правильно выполнять различные типы заданий, контролирующие необходимые умения читать с разной целью (ознакомительное, поисковое, изучающее чтение), необходимо развивать у них прогнозирование (предвосхищение), контекстуальную догадку, интерпретацию, умение работать с ключевыми словами и т.д. При работе с текстом надо помнить, что он должен быть интересным, понятным, выполнимым по объему и достаточно трудным. При подготовке учащихся к ЕГЭ можно работать с аутентичными источниками небольшого объема, с достаточно большим количеством заданий и ограничением по времени. Обучение чтению должно проводиться планомерно на всех этапах работы с текстом: предтекстовый этап работы стимулирует мотивацию учащихся, текстовый решает конкретные коммуникативные задачи, послетекстовый учит выражать свои мысли в устной и письменной речи.

К предтекстовому этапу можно отнести приёмы, которые вызывают интерес к тексту, активизируют знания учащихся об окружающем мире и дают учителю возможность понять, достаточно ли у них знаний и жизненного опыта, чтобы успешно справиться с текстом. Если, например, текст предполагает, что учащиеся знакомы с  телевизионным шоу «Кто хочет стать миллионером?», попросите их в парах обсудить, что они знают об этой игре. Послушайте их идеи, а затем дайте им дополнительную информацию, которая может быть им необходима для успешного понимания текста.

Если у учащихся сформированы навыки распознавания типа текста и темы, они смогут пойти дальше и предугадать (предвосхитить) содержание текста. Если предположения учащихся будут часто подтверждаться, то они будут не только быстрее и эффективнее читать, но и получать от чтения положительные эмоции, что, в свою очередь, будет вызывать у них желание читать больше.

     Вот некоторые практические приёмы для развития предвосхищения (прогнозирования):

1) Используйте заголовки, фотографии, рисунки, схемы, иллюстрации, чтобы помочь ученикам предугадать, о чём будет идти речь в тексте. Их также можно использовать для того, чтобы выявить, что учащиеся уже знают по данной теме, и, возможно, установить, какую информацию им следует сообщить заранее.

2) Напишите ключевые слова или фразы на доске и посмотрите, смогут ли учащиеся угадать, о чём текст.

3) Назовите тему текста и дайте прочитать отрывок из него, но при этом уберите из него окончания некоторых предложений. Учащиеся должны сказать, как предложения могли бы закончиться. Затем прочитайте правильный ответ.

4) Раздайте учащимся отрывки текста, а потом попросите расположить их в логическом порядке, т.е. установить структурно-смысловые связи. Упражнения на текстовом уровне помогают сформировать умения, необходимые для выполнения заданий в разных типах чтения.

Во время чтения текста учащиеся могут ставить галочки, крестики, знаки вопроса при выполнении заданий на установление соответствия приведенных утверждений прочитанному тексту (True/False) или записывать свои комментарии на полях страницы. Важную роль в работе с текстом играет контекстуальная догадка, поскольку даже носители языка сталкиваются со словами и фразами, которые они не понимают.

При таких обстоятельствах они могут:

1) посмотреть значение слова в словаре;

2) угадать значение, используя контекст, а, возможно, даже и саму форму слова;

3) проигнорировать слово и читать текст дальше, в надежде, что значение этого слова не является решающим для понимания текста.

Подавляющему большинству изучающих язык приходится делать этот выбор гораздо чаще. Работа со словарём требует очень много времени, поэтому учащимся необходимо шире использовать вторую и третью опции.

Последняя опция – не обязательно признак лени; игнорирование слова или фразы может быть разумным решением, если они не являются важными для понимания текста.

Очень часто важную роль в понимании текста играет его интерпретация, т.е. читателю приходится выходить за рамки буквального значения и интерпретировать то, о чём пишет автор, используя свой жизненный опыт. Без этого умения текст может быть непонятен, особенно для учащихся с совершенно другой культурой, и задание станет невыполнимым.

English, № 10, 2011, c.13-15.

Предыдущая запись

К устному экзамену

Следующая запись

Before the exam

CAPITALS

Moscow

Ottawa

London

Washington, DC

Wellington

                   Canberra