Двойной рисунок - стимул речевого высказывания

  Успех обучения в целом и каждого ученика в отдельности во многом зависит от оснащения урока наглядными пособиями. Наглядные пособия помогают ученику лучше осознать содержание нового мате- риала, лучше представить себе ситуацию для речевого общения. Иллюстративная наглядность используется для создания условий чувственного восприятия материала при ыполнении различных упра- жнений, направленных на тренировку лексического и грамматичес- кого материала и воспроизведение текста.

    Восприятие – активный процесс. Оно даёт нам возможность при- думывать, истолковывать и делать выводы о полученной нами ин-
формации, а не просто воспроизводить “реальность”.Чтобы помочь учащемуся осознать его собственное восприятие и понять чем оно отличается от восприятия других людей, учителя иностранного языка могут использовать на уроке оптические иллюзии. Во время обсуж- дения увиденных образов в речи учащихся активизируется лексика, различные грамматические структуры и вызываются положительные эмоции. С помощью двойного рисунка возможно создавать ситуации, стимулирующие возникновение и развитие коммуникативно-позна- вательной потребности учащихся высказаться на изучаемом языке с какой-то определённой целью. Двойные рисунки рассматриваются как средство практического применения усваиваемого материала на этапах формирования и совершенствования речевых навыков и раз- вития речевого умения.
   На этапе формирования речевых навыков комплекс условно-рече- вых упражнений, используемый обычно для усвоения какой-то одной грамматической формы или группы лексических единиц может сопро-вождаться использованием двойного рисунка.
Например:
5-й класс: тема “Животные”
What can you see in the picture?

Use: may be, I think,
I am sure, As for me… Describe the butterfly (the cat).
1. The butterfly is…
Her wings are…
Her whiskers are…
2. I have got a cat.
Its name is…
It is…
It likes to…
Doctor Dolittle has got a lot of animals. Look at the
picture and fi nd his favorite ones.
6-й класс: тема “Внешность”
Look at the picture, find two women and compare them.

The old woman is… The young girl is…
Her eyes are… Her nose is…
Her nose is… Her face is…
Her hair is… She looks like…
She has got…
  В данных фрагментах двойные рисунки используются для активи- зации употребления настоящего времени в том числе и глагола to be – в речи, то есть двойной рисунок служит исходным материалом для усвоения грамматической стороны речевой деятельности. Кроме того, двойные рисунки выступают в качестве опосредованной подсказки, используемой для усвоения группы лексических единиц, разговор- ных формул, позволяющих управлять иноязычным высказыванием. Различные установки (show me; describe the animal; make up your own story; fi nd the description of the butterfly) побуждают учащихся выска- заться в процессе реальной коммуникации, например, при описании своего животного.
  Так как на этапе совершенствования речевых навыков речь вообще носит подготовленный характер и является по своей форме преиму-щественно монологической, то развитие монологических навыков воз-
можно на основе различных этапов работы с текстом.
  Тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных рече- вых высказываний по образцу.

METHODS OF TEACHING   English № 8, 2011, с. 5-7

Предыдущая запись

Museums

Следующая запись

Mystique

CAPITALS

Moscow

Ottawa

London

Washington, DC

Wellington

                   Canberra