ЕГЭ по английскому языку: языковой портрет современного выпускника

    Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) по иностранному английскому языку: языковой портрет современного выпускника (по результатам 2016 года).

       В статье проводится анализ статистических данных, предоставленных Федеральным Институтом Педагогических Измерений (ФИПИ) по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному английском языку в 2016 году. Данные свидетельствуют о двукратном повышении общего уровня языковой компетенции среднестатистического выпускника-2016 в сопоставлении с результатами 2015 года. В результате выявляется, что образовательные результаты 2016 года в области владения иностранным английским языком полностью соответствуют  и даже превосходят требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) о достижении выпускниками допорогового уровня владения иностранным английским языком, демонстрируя языковую компетенцию выпускников-2016 на уровне «Самостоятельное владение» по шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком CEFR. Анализ совокупности знаний, умений и навыков, продемонстрированных на экзамене-2016, позволяет создать языковой портрет выпускника-2016, то есть совокупность предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, которые создают целостную картину языковой компетенции выпускника-2016 в области английского языка. На основании созданного языкового портрета обрисовываются перспективы дальнейшего языкового образования для современного выпускника средней общеобразовательной школы, с учетом его языковой характеристики как эффективного участника межличностного и межкультурного общения, как в устной, так и в письменной форме, способного соблюдать принятые языковые нормы и достигать своих речевых целей.

    Наличие в ЕГЭ заданий трёх уровней сложности — базовый, повышенный и высокий  (в соответствии с  уровнями  владения  иностранными  языками,  определенными  в  документах  Совета Европы[5]) создало у участников учебного процесса в основной и средней школе мотивацию продемонстрировать повышенный (В 1) или высокий (В 2) уровень владения иностранным английским языком на ЕГЭ.

    Как отмечается в «Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку» [М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкин, 2016 : 24],  «в целом наблюдается общее повышение результатов ЕГЭ по английскому языку…. <…> Также наблюдается снижение доли низких результатов (в 2 раза сократилась доля участников  с  результатами  ниже  минимального  балла)  и  рост  доли  участников с результатами в зоне 61–100 т.б.)».

    Доля учащихся, набравших от 61 до 100 тестовых баллов на 2016 год, составила в общей совокупности 72,04%, а тех, кто набрал 41-60 баллов – т.е. показал базовый результат, — 18,44%.[6]

       Это говорит о том, что свыше 70% выпускников средних школ по стране при выпуске из средней общеобразовательной школы в 2016 году демонстрируют владение английским языком на уровне «Самостоятельное владение»[7] (уровни В1 – В2).

      В целом, выпускник обладает достаточными языковыми  и речевыми навыками, чтобы быть эффективным участником монолога или диалога (полилога) в рамках межличностного и межкультурного общения, как в устной, так и в письменной форме, соблюдая принятые языковые нормы и достигая своих речевых целей.

    Таким образом, среднестатистический учащийся, сдававший ЕГЭ в 2016 году, не только обладает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными стандартом, но и способен преобразовать и применить их сообразно ситуации (учебной, учебно-проектной или социально-проектной).

    Однако, помимо предметных умений, выпускники демонстрируют также метапредметные и личностные результаты образования [ Поташник М.М., Левит М.В., 2015 : 41] в области иностранного английского языка.

    К метапредметным умениям можно отнести способность выбирать стратегию и содержание устного или письменного высказывания в зависимости от поставленных целей и задач; умение запоминать и воспроизводить готовые блоки информации (или клише); способность значительно обобщить исходное высказывание, составить подробное описание,  а также суммировать исходное сообщение, следуя при этом принципами рациональности; умение прогнозировать и антиципировать, что способствует правильной постановке вопроса, формулировкам гипотез и принятию решений в ситуации выбора; умение создавать проекты, пользуясь при этом как принципом преемственности  и доказательности.

    Личностным результатами является формирование интереса к межкультурной коммуникации в иноязычной среде, а также стремление к совершенствованию имеющегося уровня владения иностранным английским языком для его дальнейшего использования в международном научном контексте, а также в узкоспециальных профессиональных целях.

       Все это способствует формированию научного типа мышления, что является необходимым условием для последующего профессионального обучения выпускника.

    Источник: Стандарты Образования

    Читать полностью

     

    CAPITALS

    Moscow

    Ottawa

    London

    Washington, DC

    Wellington

                       Canberra